С 2007 года наша школа работает по реализации методической темы «Социализация школьников в условиях поликультурного воспитания в многонациональной школе». Тема рассчитана на четыре года. 

Педагогическим составом школы была определена следующая цель и задачи:



Цель: Формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, самостоятельности, инициативности, способности к успешной социализации в обществе.



Задачи:

1.Усиление роли и социальной значимости качественного образования, формирование гражданственности подрастающего поколения, обеспечение единства в образовательном процессе воспитания и обучения.

2.Создание системы выявления и поддержки одаренных детей.

3.Продолжить работу по совершенствованию качества национального образования и методического сопровождения изучения башкирского языка как государственного и родного языка.

4.Продолжить работу по практическому применению информационно-компьютерных и инновационных технологий.



Социализация – процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в данном обществе. Социализация происходит как стихийно, так и целенаправленно (воспитание, обучение, реклама, пропаганда).



Реализация методической темы школы.



На первом этапе (2007-2008 гг.) осуществлялся анализ философской, социологической, педагогической, психологической литературы по теме школы. Определялась актуальность, научная новизна, практическая значимость темы, велось исследование воспитательно-образовательного процесса образовательного учреждения, проводились беседы с учителями, учащимися и родителями с целью поиска наиболее результативных форм социализации старших школьников, выявлялись возможности реализации воспитательных функций внешней среды образовательного учреждения.



На втором этапе (2008-2009 гг.) определяются пути социализации старших школьников в условиях образовательного учреждения: разрабатываются программы социализации старших школьников в условиях воспитательно-образовательного процесса образовательного учреждения; осуществляется пробный педагогический эксперимент, целью которого является изучение представлений о сущности социализации; первичная апробация экспериментальных программ и планов, выделение путей социализации школьников в воспитательно-образовательном процессе образовательного учреждения. Выявятся возможности различных образовательных предметов в формировании социализации школьников.



На третьем этапе (2009-2010 гг.) будет осуществляться расширенный педагогический эксперимент, апробироваться экспериментальные программы и планы, будет реализовываться программа социализации школьников в учебной и внеучебной деятельности образовательного учреждения, анализироваться результаты экспериментальной деятельности.



На четвертом этапе (2010-2011 гг.) будет осуществляться контрольный эксперимент с целью определения окончательных выводов по всей проведенной работе в целом. Будут обобщаться результаты работы по реализации единой методической темы школы, осуществляться их внедрение в практику работы образовательного учреждения; разрабатываться научно-методические рекомендации по социализации школьников; подготавливаться материал для публикации.



В настоящее время социализация все чаще определяется как двусторонний процесс. С одной стороны, индивид усваивает социальный опыт, входя в определенную социальную среду. С другой стороны, в процессе социализации он воспроизводит систему социальных связей за счет активного вхождения в среду. Иными словами, человек в процессе социализации не только обогащается опытом, но и реализует себя. Если приобретенный опыт не способствует жизненному и профессиональному самоопределению личности, знания остаются мертвым грузом. Не случайно мы говорим о том, чтобы из школы знаний преобразовать ее в школу развития и самоопределения личности. В этом и состоит принцип гуманитаризации: обеспечить такой уровень мотивации учебной деятельности, когда учебный материал воспринимается как лично значимый.

Как же создать ситуацию успешности?

Прежде всего, развить в ученике поисковую активность, которая проявляется:

- в познавательной и творческой активности,

- в самостоятельном поиске источников необходимой информации,

- в готовности к принятию решений в ситуации выбора.

Обучение и воспитание рассматриваются сегодня как единый образовательный процесс. Меняется смысл учебной деятельности: усвоение знаний мы воспринимаем теперь не как цель, а как ведущее средство развития личности.

Переход в учебной деятельности с монологических методов к диалогу и полилогу, активизация учащихся, благодаря использованию интерактивных форм организации учебного процесса, предоставление права выбора уровня достижений и способа выполнения заданий, дифференциация и профилизация содержания образования на завершающем этапе - все эти направления перестройки процесса усвоения знаний становятся средствами развития личности.

Решение основных задач развития личности зависит от реализации воспитательных возможностей каждой образовательной области. Все учебные предметы способны влиять на развитие нравственной культуры личности, структуру ценностей и потребностей учащихся. Наша цель - определить возможности различных образовательных предметов в социализации личности.



Мастюнина Лариса Владимировна,

заместитель директора по учебно-воспитательной работе

© Scool9kumertay

Бесплатный хостинг uCoz